Богатство диваДастан, как и сказка, дополняет образ дива другими подробностями. Див сказки и дастана, например, большей частью индивидуальный персонаж, действующий в одиночку. Так же как и див героического эпоса, он имеет хвост и рога, безобразную внешность; он обладает свойством перевоплощаться, летает, преодолевая огромное расстояние в мгновение ока, может перевезти на себе целый дворец с обитателями, людей верхом на коне и т. д., например в узбекских дастанах. Див дастанов и сказок делает попытку жениться на девушке-человеке, но, как правило, тщетно. Однако встречаются мотивы о брачной связи между человеком и дивом. Это образ дивзада, представляющий собой полудива — получеловека. Див живет семейной жизнью. Мать дива — колдунья, которая в дастанах и сказках очень часто выручает попавшего в беду сына. В башкирской сказке «Алтын — дука батыр» Ялмауз посылает героя в «Каф тауы» за дочерью дива, а в упомянутом азербайджанском дастане Черный див женат на красавице. Див похищает красавицу-девушку, налетая на нее как туча, когда она прогуливается в саду, увозит ее в своей дворец, где держит взаперти, но окружает роскошью или, наоборот, за непослушание вешает ее за косы. В таком состоянии пребывает она, пока герой не освобождает ее. Часто герой, освобождая красавицу, приобретает и несметное богатство дива.

Див сказки и дастана не обладает ни умом, ни хитростью. Его легко обмануть. В персидской сказке «Что сделала Гул с Санубаром» юноша отправляется в путь и встречает трех дивов, которые дрались между собой из-за трех предметов: коврика Соломона, который был способен летать на конец света; шапки-невидимки и дальнебойного лука со стрелой. Дивы встретили человека обычным для таких случаев восклицанием: «Какой прекрасный завтрак для нас!». Они предложили человеку поделить эти предметы между ними, прежде чем они съедят его. Юноша выстрелил из лука три раза, чтобы каждый див побежал за одной из стрел и принес ее обратно; все три предмета достанутся тому, кто придет первым. Невежество дивов спасло юношу от смерти. Впрочем, во всем народном творчестве как иранцев, так и тюркоязычных народов угроза герою быть съеденным дивами не осуществляется из-за наивности и глупости последних.

Еще интересные статьи :