Частности сказкиОбъяснение столь неприязненного отношения иранцев к аборигенам, названным ими дивами, следует, очевидно, искать в сопротивлении, которое эти отважные, физически очень сильные люди оказывали пришельцам. Разумеется, они вели ожесточенные оборонительные бои и приносили немало бед своим противникам. Особенно ожесточенное сопротивление аборигены оказали пришельцам в малодоступных районах страны — в Мазандеране и Дейламане, народы которых, используя географические преимущества своей родины, могли приносить немало страданий и потерь пришельцам. Вот почему в иранском эпосе >собое положение занимают мазандеранские и дейламангкие дивы. Косвенным доказательством отваги аборигенов этих краев может послужить и то, что арабские завоеватели встретили самое большое сопротивление в Мазандеране, куда ислам проник на триста лет позже, чем на остальные территории Ирана. Именно эти реальные столкновения отразились в иранском героическом эпосе. В сказках же все это нашло преломление в более мифологизированной форме. Последнему способствовали, по всей видимости, древние дуалистические воззрения иранцев, корни которых обнаруживаются в Авесте и других зоро — астрийских книгах, дошедших до нас, к сожалению, во фрагментах.

Другие эпические памятники, в частности сказки, легенды и предания, приключенческие дастаны иранцев и западных тюрков, в целом повторяют характеристику дива, данную в героическом эпосе, в том числе в «Шах — наме». Так, в азербайджанском дастане «Мухаммад и Гуляндам» Тара дой имеет хорошо вооруженное войско. У него имеются свои владения — зеленые луга, куда ни птицы не прилетают, ни нога коня не ступает. Эти луга охраняются караульными дивами. Когда герой Мухаммад забрел на эти луга и сел отдохнуть, то на него набросились дивы из охраны владения, отобрали у него все имущество, тут же продали его коня, а самого бросили в темницу Черного дива, повесив ему на шею двухпудовую свинцовую гирю.

Еще интересные статьи :