Далекая историяВ Махабхарате образ Йамы во многом перекликается с образом Йимы Авесты. Например, в обоих памятниках при нем отсутствует смерть на земле. Он лишь переносит людей к их предкам, т. е. из одной жизни в другую, где предки и потомки живут в радости. Как показывают Риг — веда и Атарваведа, эпическая история Джамшида восходит к очень отдаленным временам, т. е. к эпохе, описанной в ведических памятниках, датируемых 40 веками до н. э. Можно согласиться с мнением Забихоллы Сафа, считавшего, что, возможно, Джамшид — отражение реального лица далекой истории, сыгравшего большую роль в укреплении основ индоиранской культуры и оставившего глубокий след в памяти народов.

В Авесте Йима сын Вивангхаванта, представлен могущественным царем, что следует объяснить дальнейшей трансформацией этого образа в стадиально более позднем времени. Однако в древнейших частях этого памятника, в Гатах, авторство которых приписывают самому Заратуштре, Йима назван в числе порочных людей, потому что он впервые научил людей употреблять в пищу мясо животных. Думается, подобное отношение к Джамшиду, как и победу над ним носителя зла Зоххака в иранском мифе, можно толковать отделением иранских племен от индийских и принятием первыми новой веры — зороастризма, которая во многом выступала против старых божеств индоиранской общности. Тем не менее Йима Авесты сохранил еще много положительных черт, которыми характеризуют его древнеиндийские памятники. Так, в IX главе Ясны, посвященной божеству Хаома, содержатся мифологические представления древних иранцев, в том числе наиболее полная характеристика Йимы.

Еще интересные статьи :