Догматика православной религииВ духовном мире Византии господствовала догматика православной религии, с непримиримостью относившаяся к свободе разума, утверждавшая диктатуру теологии и сводившая всякую теоретическую деятельность к комментированию ортодоксальных текстов.

Теократия Византии, этого «государства божьего», представляла свои догматы в качестве политических норм всеобщей значимости; установления христианского вероучения здесь превращались в мировоззренческую основу любого члена общества, становились единственным источником его духовного творчества.

Христианство, порожденное эллинизмом, само же исполнило роль его могильщика: став государственной религией, оно уничтожало все, что было связано с язычеством, в том числе музеи, академии, памятники культуры, храмы древних богов и, конечно, самих приверженцев старого мира — его жрецов, учепых и философов; оно разгромило музей и библиотеку в Александрии, храм Сераписа, закрыло академии в Эдессе, Афинах и Александрии, предало смерти Ипатию и многих, многих других.

Однако христианство не только подавляло, но и усваивало идеи уходящего мира. Само христианство, его система воззрений, как было уже отмечено, носили синкретический характер. Христианское вероучение выросло на иудейском единобожии и мессианизме, на распространенной по всему Востоку и Западу египетской эсхатологии. В христианской религии отразилась также философия Платона, его идея добра, ставшая источником возникновения идеи трансцендентного христианского бога; можно указать еще на платоновский дуализм тела и души, на учение Платона о бессмертии души, породившее соответствующие представления в системе воззрений христианства. Укажем затем на учение стоиков, на их понятие «логоса» как на прототип христианского «логоса», на созданную ими концепцию добродетели, которая легла в основу христианской морали.

Еще интересные статьи :