Древнеиндийские памятникиВ этой главе, кроме образа Йимы, представляющего индоиранскую общность, большой интерес вызывает и образ растения-божества Хаома, или Хома, имеющего параллель в индийской мифологии— Сома. Образ этого божества некоторыми востоковедами воспринимается как взаимопереход и перевоплощение в вечном круговращении жизни. Так, в III главе Ясны «в длинном списке почитаемых явлений причудливо переплетаются растения и воды, души предков и боги, звезды и благодетельное молоко, пьянящий напиток из сока растения Хома и самый дух этого растения».

Индоиранским является также жертвоприношение Йимы—Йамы верховному божеству, когда он обращается к нему с какой-либо просьбой. В древнеиндийских памятниках Йама в жертву божеству Сома приносит жирное молоко и масло. В Авесте же сказано, что Йима принес в жертву Ардвисуре Анахите на вершине горы Хукаирйа сто лошадей, тысячу коров, десять тысяч овец и просил сделать его властителем над всеми странами и людьми, над дивами и над всеми творениями зла. Просил также, чтобы Ардвисура Анахита дала ему такую силу, чтобы он был в состоянии отобрать у дивов все — скот, имущество, радость и их величие. Подобные просьбы и пожелания Йима повторяет еще в ряде случаев. При этом предполагается, что он достиг всего благодаря тому, что владел фарром. Далее повторяется то, о чем пишем Фирдоуси в «Шахнаме», но в несколько иной интерпретации. В Авесте говорится о том, что Йима владел фарром до тех пор, пока не начал лгать. Когда он встал на ложный путь, то фарр покинул его и улетел в образе птицы.

Таким образом, мифы о Йиме — Джамшиде прошли несколько этапов и в разные эпохи модифицировались по — разному. Первичным является то, что приведено о нем в древнеиндийских памятниках. В Ведах он сначала показан в числе богов, хотя носит титул царя. Затем он теряет божественное начало и бессмертие, становится праотцом людей и умножает их число. Он находит бога огня и, наконец, он первый смертный.

Еще интересные статьи :