Эпиграфический памятникСохранился, например, эпиграфический памятник, получивший в специальной литературе название «Антидев — ская надпись Ксеркса». В ее тексте в числе стран и народов, которые были подвластны Ксерксу, называются Мидия, Хорезмия, Парфия, дахи, скифы Наумаварта, скифы с островерхими шапками, и далее говорится: «И среди этих стран была такая, где прежде дивы почитались. Потом по воле Ахурамазды я этот притон дивов разрушил и провозгласил: „дивов не почитай*» . О почитании Белого дива в Таджикистане до недавнего времени писал известный этнограф М. С. Андреев: «Очень интересный старый образ божества, покровительствующего пряхам, сохранился в глухой, уединенной долине Язгулема. Здесь пятница — день, посвященный „Дэви сафед“ — белой богине. Пряхи поэтому в этот день воздерживаются от работы. Вечером в этот день Дэви сафед у приносится жертва».

В иранской мифологии каждый бог имеет своего антипода. Так, верховному богу Ахурамазде противопоставляется верховный властелин злой силы — Ангра — манью. Если Ахурамазда имеет семь помощников — амеша-спент, при помощи которых он совершает свои добрые дела, то Анграманью — Ахриман тоже имеет семь помощников — дивов, называемых «ка — мара-диван» — эпитет семи дивов, противостоящих семи амеша-спентам. В Бундахишне перечисляются все дивы и описывается, какой вред приносит людям каждый из них.

В преданиях и легендах о дивах говорится как о вполне разумных существах, логически мыслящих, но живущих в пещерах. Сафа по этому поводу пишет: «Белый див был царем-полководцем мазандеранских дивов, имел войско, состоящее из нескольких тысяч дивов, жил он в пещере. И ныне жители мазандеранских селений у подножья Савадкуха сохранили память о пещере Белого дива и указывают на пещеру под Савадхуком, вход в которую сопряжен с большими трудностями» . По преданию народов Средней Азии, дивы обитали в логовищах, называемых «девлох», расположенных к югу от Гиссарского хребта в Таджикистане.

В Авесте упоминаются дивы Мазана. Но эти дивы отличаются от других. Они в меньшей степени являются носителями зла, походят на людей и являются врагами Ирана. Они изображены великанами, обитающими в пещерах, обычное море им до пояса, а самое глубокое море — до подбородка. В одной из книг Авесты назван даже предводитель дивов Мазандерана. Его звали Аставидат, т. е. Див смерти.

Дармстетер считает, что дивы Мазана — это аборигены Мазандерана, полудикие неиранские племена. При правлении Зоххака мазандеранские дивы не осмеливались нападать на его страну, но как только пала его власть, дивы предприняли разрушительные походы. Тогда иранское население обратилось к Феридуну за помощью. Последний начал вести с ними жестокую войну: две трети из них уничтожил, одну треть загнал в горы. После этого дивы не показывались" в Иране. Иранцы же боялись войти в мазандеранские леса.

Еще интересные статьи :