Философия античности в ВизантииЕще шире обращались к философии античности в Византии. Следует, однако, отметить, что здесь по-разному воспринимали философское наследие античности: одни отдавали предпочтение Платону, другие — Аристотелю. Вначале, когда создавался катехизис христианской церкви, всеобъемлющим было влияние учения Платона: дуализм неба и земли, свойственный его онтологии, лег в основу определения земной и небесной природы Христа. По когда в философии вопросы метафизики в какой-то мере уступили место вопросам логики и гносеологии, на первый плап были выдвинуты сочинения Аристотеля, в частности его «Органон»., После VI в. теоретическая мысль Византии сосредоточивается на философии Стагирита. Не угасает интерес к наследию Аристотеля у Иоанна Филонова, Иоанна Дамаскина и представителей школы Фотия. В XI— XII вв. наряду с философией Аристотеля высоко оценивается учение Платона и неоплатоников, в первую очередь Прокла. Большой интерес к античному философскому наследию проявляли, в частности, Михаил Пселл, Иоапн Итал, а позднее, в XIII в., Никифор Влеммид.

Споры между различными представителями византийской философии вокруг наследия Платона и Аристотеля не прекращались и в последующие времена. Так, если Феодор Метохит, Георгий Гемист Плифоп и его последователи опирались на философию Платона, то Бернарт Варлаам отталкивался от учения Аристотеля.

Взаимовлияние в развитии философии имело место и впутри византийско-кавказского мира. Армянские и грузинские мыслители воспринимали отдельные идеи византийской философии и сами оказывали определенное влияние на философию Византии, например представитель позднего армянского эллинизма Давид Непобедимый и византийский философ Никифор Влеммид.

Еще интересные статьи :