Формы движения материиМатериализм стран ирано-арабской цивилизации, в первую очередь материализм Ибн Сины и Ибн Ропща, основывался на материалистическом истолковании философии Аристотеля, которое в свою очередь опиралось на материалистическую интерпретацию действительности и материалистическое обобщение естественнонаучных данных того периода. Ирано-арабский материализм, как бы ни был непоследователен, вел к раскрытию сущности природы, законов и форм движения материи. В развитии преемственных связей между Востоком и Западом материализм ирано-арабских стран сыграл значительную роль; речь идет о передаче западпым странам как философского наследия античпого мира, так и достижений естественнонаучной и философской мысли народов Востока. Философия Сигера Брабантского и его школы, латинский аверроизм, во многих странах Запада номинализм составили новый этап в истории материализма. Именно на этом этапе развития материализма влияние Востока привело западную философию к утверждению тех идей, которые послужили духовной подготовкой к грядущим боям с феодализмом и его идеологией, расчистив путь для западной Реформации.

Пантеизм в философии от псевдо-Дионисия Ареопагита до Николая Кузанского и Джордано Бруно был явлением прогрессивным: с одной стороны, утверждая тождество бога и природы, пантеисты отрицали производность природы, отвергали креационистское учение теологов и схоластиков; с другой стороны, отрицая антропоморфного бога и конечность природы, они устами Бруно провозглашали принцип пространственной бесконечности миров.

Еще интересные статьи :