Идея тождества бога и природыИменпо учение псевдо-Дионисия об иерархической лестницг нисхождения всего сущего от бога и возвращения его к богу, утверждающее в конечном счете идею тождества бога и природы, стало краеугольным камнем философии Иоанна Скота Эриугены Эриугена представляет единое реальное сущее в процессе ого нисхождения от бога и восхождении к нему. Первая ступень бытия единого реального сущего — это когда бог, как природа непроизведенная и производящая, утверждает самого себя и порождает произведенное сущее, в котором и открывает самого себя, свою сущность. Вторая ступень бытия единого реального сущего представляется Эриугене как становление того же единого сущего в качестве произведенной и производящей природы. Это единое сущее во множестве, мир идей, первообразы всех вещей. Третьей ступени соответствует природа, произведенная и непроизводящая. Субстанциальное единое, существующее в качестве видов и индивидов, становится на этой ступени миром чувственных вещей и явлений, порождая многообразие материального бытия. Наконец, четвертая ступепь соответствует непроизведенной и непроизводящей природе, в которой происходит восхождение чувственных вещей и явлений к первоединому сущему, к богу. Это есть осуществление цели, конец всего процесса движения от единого ко множеству и от множества к единому, от бога к природе — миру вещей— и от природы к богу, когда в боге представляется природа и в природе бог.

Еще интересные статьи :