Иранские легендыСледы этого повествования обнаруживаются в даста — нах и сказках. Попадая в заколдованный лес, герой обратно не возвращается; его спасают, преодолев чары дивов. В иранских легендах и мифах мазандеранцы — неиранцы. В «Шахнаме» о них также говорится как о чужеземцах. Еще при Сасанидах среди мазандеранцев были идолопоклонники. С победой Рустама над дивами Мазан — дерана дивы в «Шахнаме» почти не упоминаются, их заменяют другие враги Ирана — туранцы.

Весьма любопытные сведения о взаимоотношениях дива и человека сохранил дошедший до нас так называемый фрагмент на согдийском языке, заимствованный, несомненно, из какого-то сказания о Рустаме. Примерно с VI по IX в. согдийский язык имел широкое распространение по всей Центральной Азии, в том числе среди тюркоязычных народов, о чем свидетельствуют памятники письменности, обнаруженные в XX в. в Синьцзяне, центре торговых фракторий согдийцев. Вот сцены боя Рустама с дивами:

«. .Рустам, таким образом, преследовал их до ворот города. Многие погибли, затоптанные под его ногами. Тысячи были. Войдя в город, они заперли его ворота». Дивы реагируют на свое поражение, как и люди: «Дивы толпой пошли. сказали друг ДРУгу: „Какое великое зло и великий позор для нас, что мы были заперты в городе одним-единственным всадником. Чего мы не сделаем? Или мы все умрем покончим, или отомстим за царей"». Последняя реплика наводит на мысль, что дивы цитируемого памятника, как и мазандеранские, были на службе у какого-то правителя. Возможно, что согдийский фрагмент повторяет историю мазандеранских дивов, приведенную в «Шахнаме». До сих пор описание боя носило реалистический характер. Однако фрагмент не лишен и сказочного толкования, что еще раз подчеркивает его устную основу: «Дивы начали приготавляться. С силой и сильными ударами они отворили ворота города. Много дивов. Многие взобравшиеся на колесницы, многие на слонах. . . многие на свиньях, многие на лисицах, многие на собаках, многие на змеях ящерицах, многие пешком, многие. летая, как коршуны, а также многие шли перевернутыми головой вниз и ногами кверху». Это сказочное описание напоминает поведение дивов в позднейших эпических памятниках иранцев и тюркоязычных народов. Более того, согдийский фрагмент древнего сказания характеризует дивов как владеющих искусством колдовства и прочих магий: «Они подняли дождь, снег, град сильный гром; они издавали вопли; испускали огонь, пламя и дым».

Еще интересные статьи :