Искусство ведения бояТем не менее дивы ничем не отличаются от людей в искусстве ведения боя: «Они отправились на поиски доблестного Рустама. Рахш с пламенным дыханием пришел разбудил Рустама . Рустам проснулся. Он быстро надел опять свою одежду из шкуры пантеры , нацепил свой колчан, вскочил на Рахша ринулся на дивов. Когда Рустам издали увидел войско дивов, он сказал Рахшу: „. .Мало пугайся Господин, если дивы у луга. Рахш согласился. Потом Рустам повернул вспять; когда дивы увидели, они быстро устремили своих боевых коней. Одновременно пешие воины сказали друг другу: „Теперь храбрость военачальника сломлена. Он больше не сможет вступить с нами в бой. Ни в коем случае не давайте ему бежать и не пожрите его , но захватите живым, чтобы мы подвергли его очень жестокой казни. Дивы сильно друг друга одобрили, они испустили дружный вопль отправились в погоню за Рустамом. Тогда Рустам обернулся. Он бросился на дивов, как яростный лев на добычу» .

Остается лишь сожалеть, что, судя по фрагменту, великолепное и самое раннее из известных нам сказаний о битве Рустама с дивами не дошло до нас в полном объеме. Сохранился, правда, в поздней интерпретации цикл сказаний в книге «Рустамнаме», где как сам герой, так и его предки, и его потомки ведут успешные бои с дивами. Эти сказания, за исключением небольших деталей, не входят в «Шахнаме». Неясно, знал ли великий Фирдоуси эти сказания, а если знал, то почему не счел нужным включить их в свое произведение.

По предположению иранистов, в героическом эпосе иранцев образ дива сложился в результате длительной борьбы пришель — цев-арийцев с аборигенами иранского плато, которые, по — видимому, стояли на более низком уровне социальной жизни. Внешнее описание дивов, очевидно, также реально. По-видимому, аборигены носили шкуры животных, отсюда их тела казались пришельцам покрытыми шерстью; их одеждой можно также объяснить наличие хвоста и рогов у дивов, которые натягивали на себя, вероятно, необработанные шкуры животных.

Еще интересные статьи :