История обществаПреемственность в прогрессе «человеческих вещей» Дж. Вико представлял как последовательную смену трех эпох в истории общества, а именно «века богов, века героев и века людей». Под «веком богов» Вико подразумевает эпоху, когда «языческие люди», устанавливая между собой брачные отношения, образовывали первые общественные ячейки. «Первая эпоха и первый язык,— пишет Вико,— существовали во времена семей, которые, несомненно, у всех наций предшествовали городам и на основе которых они возникли; отцы таких семей правили как суверенные государи, подчиняясь правлению богов, и устанавливали все вещи человеческие посредством божественных ауспиций». За этим периодом следует «век героев». Герои «повсюду царствовали в аристократических республиках на основе, как они полагали, превосходства своей природы, отличающейся от природы их плебеев». Это была «вторая эпоха со вторым, т. е. символическим, языком», эпоха «первых гражданских правлений, т. е. героических царств благородных, или расы Геркулеса». Наконец, наступает третья эпоха — эпоха «народных языков», «век людей», «когда все признали, что они равны по человеческой природе; потому в этот век сначала процветали народные республики, а под конец — монархии: обе эти формы являются человеческими правлениями».

На этом завершается процесс восходящего развития общества, затем начинается его упадок и весь цикл повторяется заново. Цивилизация периода «века людей» в своем попятном движении приходит к варварству, к «веку богов», выявив «поразительнейшее соответствие первых варварских времен временам вернувшегося варварства». Позже «за этими божественными временами последовали времена героические, когда снова вернулось различение двух до некоторой степени отличных природ — героической и человеческой», снова появились «первые убежища древнего мира, на которых были основаны все первые города», возобновились «героические разбои», «возмездия», возродилось «героическое рабство», «вернулись феоды» со всеми присущими им чертами и признаками. Итак, «поступательное движение наций» постоянно приводит к «возвращению человеческих вещей», к вечному круговороту семьи, города, наций.

Еще интересные статьи :

История общества
История общества
История общества
История общества