Исход бояВ отличие от героического эпоса, где исход боя между дивом и героем определяется на поле сражения, в сказке и приключенческом дастане, чтобы одолеть дива, необходимо завладеть его душой. Душа дива, как правило, заключена в стеклянную посуду, которую проглотил голубь, а голубь закрыт в сундук и опущен на дно моря. Нужно достать сундук со дна моря; это удается герою при помощи перстня царя Соломона. Этот перстень герой получает от какого-либо помощника, которого он находит в процессе преодоления многочисленных препятствий на пути встречи с возлюбленной. Описаны и другие способы хранения души дива, однако во всех случаях, чтобы одержать над ним победу, необходимо сначала обнаружить его душу.

В киргизском эпосе «Эр-Тошток», вобравшем в себя много элементов из среднеазиатско-иранского фольклора, герой попадает в подземный мир. Он вступает в связь с женой дива, которая выпытывает у мужа, где находится его душа, чтобы сообщить Эр-Тоштоку. Оказывается, душа дива находится в местечке Ал-Таики, где есть золотое озеро, в этом озере живет желтая рыба, внутри ее — золотой сундук, в сундуке — сорок птиц. Душа дива — души этих сорока птиц. Эр-Тошток достает сундук, убивает птиц — и див падает мертвым.

Мы так подробно остановились на образе дива потому, что с ним тесно связана сказочная фантастика героического и любовно-приключенческого эпоса, именуемого дастаном. Див является почти обязательным персонажем сюжета подобных произведений и пак элемент сказочной фантастики восходит к мифологическому мышлению древних народов, о чем мы говорили выше. Однако в отличие от сказки, «которая не претендует на историческую и бытовую реальность и потому обычно переносится народной фантазией в сказочно-неопределенное прошлое и в далекое „тридесятое царство"» , в героическом эпосе мифический образ дива обнаруживается в сюжетах, тесно связанных с историей, в том числе в туркменском и особенно в узбекском эпосе «Гороглы», чтр следует объяснить влиянием сказочного эпоса и отдалением эпоса как такового от своего «исторического» субстрата. Так, например, в азербайджанской и турецкой версиях эпоса «Кёроглы», сохранивших в большой степени связь с историей, нет никакого упоминания ни о диве, ни о пери. Наоборот, в среднеазиатских версиях дивы_и пери занимают значительное место в судьбе героя или героини.

Еще интересные статьи :