Изнурительные междоусобицыОднако изнурительные междоусобицы между эллинистическими государствами со временем облегчили здесь установление владычества пришельцев с Запада, утверждение римского господства на территории Эллады, Малой Азии, Сирии и Египта.

Очень важно отметить, что, в то время как господство эллинизма было сочетанием эллинского и восточного начал, господство Рима, наоборот, утвердило в качестве универсальной формы социального бытия собственные национальные нормы, чуждые странам Востока. Понятно, что владычество Рима на Востоке — явление реакционное, а национально-освободительные войны народов Востока, направленные против Рима,— явление несомненно прогрессивное.

Неправы те историки, которые видят в эллинизме только определенный этап развития культуры рабовладельческого общества, не учитывают своеобразия, присущего новой социально-политической обстановке, новому государственному образованию, не замечают единства исторических условий и порожденной ими культуры, представляют культуру эллинизма как нечто самостоятельное Так же неверно, когда концом эллинизма считают начало римского владычества на Востоке. Нельзя игнорировать тот неоспоримый факт, что после гибели эллинисти ческих государственно-политических образований эллинизм, как этап развития всеобщей культуры, еще долго Продолжал существовать. Ведь римское господство не поколебало жизненных основ культуры эллинизма. В духовной области здесь происходила не столько романизация Востока, сколько эллинизация Рима, и поэтому эллинизм, как культура рабовладельческого общества, сохранялся вплоть до гибели рабовладельческой формации, до периода, когда стали складываться уже феодальные отношения. Формальным пределом существования культуры эллинизма следует считать закрытие Юстинианом академии и языческих школ в 529 г.

Еще интересные статьи :