Картины феодального бытаНо картины феодального быта не заслоняют эпического начала эпоса. Наоборот, они придают как бы пышность эпосу. Наряду с придворными у Гороглы имеются 40 верных ему джигитов, боевой конь и рубящий меч. Его дружину составляют туркмены, узбеки, каракалпаки, таджики и др. Эпические черты присущи всем соратникам Гороглы. Например, Хасан Кулбар в узбекской версии идет на врага, вырвав огромную чинару, уничтожает 500 неприятелей сразу. Он сказочно прожорлив, потому живет в горах и степях, охотясь на диких животных. Егс^грузное тело не может нести ни один конь. Он ходит песком, но с быстротой лани.

Заимствовав лишь имена героев основного сюжета эпоса о Кёроглы, узбеки и казахи создали новый эпос в соответствии со своей народно-поэтической традицией. Например, узбекский Гороглы — падишах, а казахский Горогльт — хан. В обеих версиях герой пассивен, редко сам ведет бой. У него есть верные полководцы — его приемные сыновья. Процесс дегероизации основного образа и превращение его в инертного правителя — шаха еще больше углубился в таджикской версии.

В Таджикистане записано от сказителей в различных районах страны более 60 да — станов па различные сюжеты с объемом от 1000 до 5000 стихов, т. е. каждый вариант полного текста эпоса «Гу — ругли» состоит из 70—80 и более тысяч стихов. Как видно, таджикский эпос превосходит текст основного сюжета в несколько раз. Кроме того, следуя своей эпической традиции, таджикский сказитель сложил новую эпопею в народно-силлабических стихах, тогда как азербайджанская, туркменская и узбекская версии сложены по нормам эпоса тюркоязычных народов. Но не только этим отличается таджикский эпос «Гу руг л и» от одноименных тюркоязычных, в частности в развитии основного сюжета. Таджики — древнеиранский народ с колоссальной народно-поэтической традицией, часть которой еще в X в. былаписьменпозафиксированавеликим Фирдоуси’вегознаменитой эпопее «ТПахнаме».

Еще интересные статьи :