Кочевнический образ жизниТаким образом, есть все основания утверждать, что благодаря кочевническому образу жизни туркмены больше сохранили традиции эпического творчества огузов. Потеряв свой древний эпос, из его обломков туркмены сумели создать совершенно новый эпос, соответствующий новому социальному строю. Очевидно, относительную «чистоту» туркменского эпоса следует объяснить кочевым образом жизни туркмен, способствующим большей изоляции от культуры соседей, а наличие в нем волшебно-фантастических и мифических элементов типа сказочной горы Коикап, сверхъестественных существ, дивов, пери и т. п. —влиянием эпоса автохтонного населения территории Туркмении, которое ассимилировали пришлые огузы.

Известно, что во всех национальных версиях эпоса герой происходит из туркменского племени теке. Разница в том, что в одних версиях теке-туркменское происхождение героя выражено менее четко, в других о туркменском происхождении героя говорится в самом начале повествования, в дальнейшем же, по мере развития сюжета, эпос приобретает все более национальную окраску. Только в таджикской версии туркмены как основная этническая единица являются доминантой.

Тбилисская рукопись, написанная, судя по водяным знакам русской бумаги, не ранее 1856 г., является, ио всей вероятности, копией более ранней рукописи. Во i яком случае, она представляет для нас большую ценность как самая ранняя версия, где так называемая историческая основа эпоса нашла четкую констатацию.

XIX меджлис эпоса содержит, в частности, любопытную историческую справку о том, как три туркменских племени в количестве 40 тысяч шатров, обитавшие в Турции, впоследствии перекочевали на территорию, занимаемую от Герата, Мерва Шахиджахана до Ма — зандерана. При этом составитель рукописи прибавляет, что «теперь их больше», имея в виду дату составления книги.

Еще интересные статьи :