Колонизация территорииПозднее колонизация территории Средней Азии и Азербайджана тюркоязычными племенами коренным образом изменила этническую структуру региона и открыла новый этап в развитии эпоса. Проблема включения тюрков в общеиранский культурный процесс не столь сложна. Ассимиляция местного населения пришельцами способствовала синтезу двух культур — иранской и тюркской. Возникают новые эпические произведения у тюркоязычных народов, которые становятся достоянием их ираноязычных соседей. Например, сказания о Кёроглы, сказание об Ашик-Гарибе, «Алпамыш» и др. Однако новый эпос сохраняет этнические особенности той среды, где он возник, или народа, который заимствует сюжет у своих соседей. Так, таджики, заимствовав сюжет эпоса «Гороглы» у узбекских соседей, сложили новый эпос по собственной народной традиции — в стихотворной форме, тогда как у тюркоязычных народов этот эпос сохраняет исконную форму — прозу, перемежающуюся с поэзией. Следуя эпической традиции различных этнических групп, эпос по — разному описывает жизнь их представителей. Например, в иранском эпосе доминирует так называемая дворцовая традиция: шах, который повелевает, очень редко сам принимает участие на поле сражения в борьбе с врагом. Такими представлены Феридун, Кейкавус, Кейхосров. Несколько отличную картину мы наблюдаем в лагере тюрков. Известно, что в древнетюркском эпосе повелитель — хан выполняет и*-функцию богатыря, хотя в его окружении есть целая свита богатырей, не уступающих в силе и полководческом таланте самому хану.

Еще интересные статьи :