Манихейские представленияПричем, как и в иранском мифе, обе эти силы вначале уживались мирно. Эрлик был помощником Ульгена. Позднее он отступил и стал творцом зла, тогда как Ульген, будучи верховным божеством, творит только добро. Ульген обитает в пустоте Света. Имеет свой мир и Эрлик—Тьму. В алтайском мифе отмечается установление трех времен, которые соответствуют древнеиранским и манихейским представлениям о Времени. Тюрки-манихеи различали три времени: прошлое, настоящее и будущее. В зороастрийской мифологии Время делится на четыре периода, каждый период длится 3000 лет. Свет и Тьма существуют извечно. Они никем не сотворены и никем не управляются. В первом трех — тысячелетии все находилось в состоянии духа и абсолютного покоя. Так же в древнетюркской мифологии: Ахурамазда и Анграманью равны по силе и мирно уживаются. В тюркском манихействе несколько иначе: Ульген обладает властью над Эрликом. Это влияние древнетюркского монотеизма. Вражда между Ахурамаздой и Анграманью возникает из-за того, что последний требует, чтобы Ахурамазда передал ему часть творимых им дел, но тот отказывается. То же самое требует Эрлик от Ульгена, но Ульген единовластен.

Второе время — период сотворения мира. Ахурамазда сотворил в первый день своих помощников — ангелов, называемых амеша-спентами. Тангры Ульген также имеет соответствующих помощников: Май-тере, Манды-шире, Янкара. Первый помощник известен в буддизме как бодисатва Моитрея. Он был перенесен через манихейство в Среднюю Азию и назван Маи-Тара.

Еще интересные статьи :