Мифологические образыМифологические образы дива, пери, аждахи, птицы Симург, а также большинство так называемых исторических личностей, как Джамшид, Хушанг, Тахмурас и др., а главное — борьба Добра со Злом, составляющая идейную основу Авесты, нашли самое широкое отражение в сказочном и дастанном эпосе как иранцев, так и многих тюркоязычных народов. Мифологическое творчество является олицетворением сил природы. Ф. Энгельс пишет: «Этот первоначальный процесс прослежен при помощи сравнительной мифологии — по крайней мере у индоевропейских народов — до его первого проявления в индийских ведах, а в дальнейшем развитии он детально исследован у индусов, персов, греков, римлян, германцев и, поскольку хватает материала, также у кельтов, литовцев и славян» .

Рожденный на мировоззренческой основе, фантастический образ сохраняет самостоятельную ценность до тех пор, пока существует хотя бы слабая, «мерцающая» вера в его реальность. Но фантастические образы обладают свойством переживать ту мировоззренческую атмосферу, которая их породила, и, превращаясь в художественное сознание, создают круг образов и мотивов, которые живут и продолжают «работать» в искусстве, когда уже давно кануло в вечность мировоззрение, создавшее их и воспринимавшее их как воплощение самой действительности. Такой образ Померанцева называет «образом-стандартом» . Таковыми являются образы дива, пери, аждахи в народном творчестве иранцев и тюркоязычных народов в различных модификациях.

Еще интересные статьи :