Образы диваОбразы дива, пери, а также аждахи и Симург, на которых мы остановимся ниже, для западных тюркоязычных народов нельзя считать заимствованными. В связи с этим вряд ли можно согласиться с утверждением, что «тюркские народы восприняли эту древнюю традицию вместе с мусульманством и иранским культурным влиянием, и она прочно укоренилась в устном фольклоре и письменной народной литературе» . Как мы показали выше, эти образы никакого отношения к мусульманству не имели, и наличие их в эпосе тюркоязычных народов Средней Азии и Азербайджана объясняется генетическим фактором. Все перечисленные тюркоязычные народы в своем этногенезе имеют иранский субстрат, их культура сложилась в результате синтеза многих культур, в том числе иранской и тюркской. Более того, в эпических памятниках этих народов обрисовка образа дива во всех деталях совпадает с описанием того же образа в иранском эпосе, что также не случайно, а объясняется единством мифологического мышления в отдаленном прошлом у предков всех перечисленных народов и отражением его в сохранившихся до наших дней памятниках.

Говоря о влиянии иранской культуры на соседей, прежде всего следует остановиться на одном из великолепных грузинских эпических памятников, на книге «Русу — даниани» . В главе «О царе Зостере — сыне Зосимэ и сыне его Заве» герою говорят, как избавить египетского царевича от неисцелимого недуга, как одолеть дива и спасти красавицу. Борьба с дивами и аждахой в этой повести — обычная утеха царевичей. Например, египетский царевич хвастливо говорит, что он «много лет в сражениях провел и убил пятнадцать тысяч дивов и драконов». В этой повести див преградил дорогу в город и не пропускает туда ни купцов, ни караваны, морит людей голодом: «Сидит на той скале огромный дэв, и путников не впускает в город, и из города не выпускает никого. Все богатство, отнятое у проезжих купцов, он прячет в пещере. Но в город он не входил и с горожанами не сражался, да и жители города не решались выйти схватиться с ним» .

Еще интересные статьи :