Общая схемаСюжет двадцать третьего меджлиса построен по общей схеме, но меджлис имеет и дополнительные сюжетные линии, включенные в повествование в виде обрамления. Фактически повествование распадается на три фабулы. Первая фабула: поездка Сархоша за Махваш-ханум, дочерью Мелик-паши, в Диярбекир, объяснение ей в любви, совместный побег, погоня и пленение; повторный побег и прибытие Сархоша в Чамлыбель.

Вторая фабула: поездка Кёроглы за дочерью Мелик — паши. Его бой с последним. Поражение и гибель Мелик — паши. Приезд Махваш-ханум в Чамлыбель, ее свадьба с Сархошем.

Этот сюжет во многих деталях повторяет события из среднеазиатских версий, в частности из узбекской и туркменской. Но в туркменской версии это благородный купец-тифлисец. Купец-армянин в Тбилисской рукописи не случаен, если учесть тесный контакт между азербайджанцами и армянами. В эпическом творчестве этих народов нет мотива вражды между соседями, за исключением дастана «Асли и Керем», одинаково популярного как среди азербайджанцев и турок, так и среди армян и грузин. В этом дастане мотив вражды отца девушки к юношеазербайджанцу носит религиозный характер: армянин христианин не желает видеть дочь замужем за мусульманином и строит препятствия влюбленным. В Тбилисской рукописи этого мотива нет. Кёроглы" поступает подло с купцом не потому, что он армянин, а по необъяснимому внутреннему инстинкту. Этого сюжета нет в западных версиях и вариантах.

. «О том, как Махбуб из отряда Джалали Кёроглы влюбился в Серахи-ханум, дочь Мири-паШи. Поездка Махбуба за ней в город Айн и его пленение. Поход Кёроглы на Мири-пашу. Бой между ними».

Поход за девушкой — основная сюжетная канва и этого меджлиса. Однако отличает его от аналогичных меджлисов экспозиция, построенная по типу сказок и романических дастанов. Махбубу снится сон. Святой старец преподносит ему чашу с любовным напитком и внушает любовь к Серахи-ханум, дочери Мири-паши, правителя города Айна. Святым старцем оказался Хизр — популярный мифический образ сказок и романических дастанов. Он уже в туркменской версии эпоса в аналогичной ситуации внушает Гёроглы любовь к неземной красавице пери, предсказывает ему долгую жизнь, знание 72 языков и непобедимость.

По уже выработанной схеме эпоса Кёроглы решает один отправиться за Кен’аном. Его соратники долго уговаривают его взять с собой кого-нибудь из отряда. Чтобы никого не обидеть, Кёроглы выезжает со всем своим отрядом в 7777 сабель. В эпосе это впервые, когда Кёроглы берет в поход весь свой отряд. Для этого есть повод. По рассказу купца, Фарханг — могущественный и отважный богатырь, которому нет равного в мире. Во время состязаний, устраиваемых Фархангом на площади своей столицы, он сам проявлял невиданный и неслыханный героизм.

Еще интересные статьи :