Огузская легендаК среднеазиатской версии близка и огузская легенда, зафиксированная автором книги «Шаджараи Таракима» хивинским ханом XVII в. Абуль — газы. В разделе «О царствовании Бограхана, сына Кара — хана» приводится легенда-сказание.

Бограхан превзошел всех своих предков, завоевал Бухару, Самарканд, страну Хорезм и много лет царствовал там. Состарившись, он передал царство среднему из трех сыновей — Кузы-Тегину, а сам удалился па покой. Случилось так, что у него умерла жена, очень умная, благочестивая, богобоязненная, добродетельная женщина. Она была матерью трех сыновей. Смерть любимой подруги повергла старого Бограхана в великую скорбь. После долгих уговоров по настоянию Кузы-Тегина старый хан стал развлекаться охотой. Вскоре сын сказал ему: «Беки говорят, что хану приличествует стать мужем», и, сколько хан ни сопротивлялся,, Кузы-Тегин женил его на красавице Коркели — Яхши из племени авшар. Девушка лелеяла надежду, что молодой правитель приблизит ее к себе. Став женой старого хана, она неоднократно предпринимала рискованные шаги, чтобы завлечь молодого правителя, но, убедившись в их безнадежности, решилась на коварство: велела прислуге ночью выкрасть сапоги молодого человека и проложить по снегу следы от своего шатра до его, а затем подняла шум, обвинив Кузы-Тегина в насилии над ней. Ее приближенные подтвердили, что ночью молодой правитель проник к ней в спальню, но убежал, встретив сопротивление Коркели-Яхши. Уликой же были следы на снегу. Коварная женщина, однако, вскоре была разоблачена и казнена. Финал совпадает с версией Низам аль-мулька. Аналогичное предательство по отношению к пасынку имеет место в узбекском дастане «Ширин и Шакар».

К сожалению, невозможно установить источник, использованный Абульгази, но чрезвычайно важны для нас замечания автора о том, что свой труд он написал со слов туркменских старейшин и знатоков старины. Вполне допустимо, что элементы среднеазиатской легенды о Си — явуше и Судабе в дальнейшем наслоились на огузскую легенду о Бограхане. Здесь многое сходно с версией Фирдоуси и особенно с версией Низам аль-мулька: страсть царицы к пасынку, отказ молодого человека, верного патриархальным традициям, от преступной любви, месть разъяренной женщины, ее разоблачение и казнь.

Еще интересные статьи :