Особая философская школаВо Франции философия арабского перипатетизма вначале пустила корни в Шартре, где еще с конца X в. существовала особая философская школа. Здесь пропагандировались не только материалистические взгляды Ибн Рошда и его единомышленников, но также естественнонаучные достижения ирано-арабского культурного мира.

Следующий этап распространения аверроизма во Франции связан с Парижским университетом, где образовалась щкола латинского аверроизма, которую возглавлял Сигер Брабантский и где позднее выдвинулся аверроист Иоанн Жандунский. Латинский аверроизм стал знаменем для прогрессивно мыслящих людей того времени, стал мировоззренческой основой борьбы с феодализмом и миром его идей.

Влияние арабских перипатетиков, прежде всего Ибн Рошда, на латинских аверроистов, таких, как Сигер Брабантский, проявлялось в самых важных вопросах мировоззрения: в вопросе о взаимоотношении бога и природы, а также в вопросе о взаимоотношении природы и мышления человека. Тезис Ибн Рошда о вечности мира был использован Сигером Брабантским, который утверждал реальность материального бытия, отстаивал вечность материи и ее движения, защищал материалистическую теорию познания, отмечая, что представляемый им сенсуалистический материализм «соответствует изложению комментатора и, пожалуй, мнению Аристотеля». Материальный мир, с точки зрения Сигера, существует независимо от бога, независимо от какоголибо мирового разума, существует независимо от нашего сознания, ибо само сознание отражает в себе мир вещей, объективную реальность. Такова материалистическая позиция Сигера Брабантского в вопросе о взаимоотношении бога и природы. Сам Сигер утверждает, что он в своих философских построениях исходит из философии Аристотеля и его комментатора Ибн Рошда.

Еще интересные статьи :