Персидский языкФеранги-европеец является также героем ирано-тюркского эпоса на персидском языке «Амир-Арсланнаме», события которого восходят к истории завоевания Сельд — жукидами Ирана, Византии, Закавказья, вплоть до Африки. Но герой-европеец присутствует и в огузском эпосе. Огузы тесно соприкасались с византийцами, следовательно, наличие в эпосе персонажей европейского происхождения объясняется также их историко-культурными связями. Так, итальянский историк XIV в. Фальмераер говорит о женитьбе молодых туркмен на дочерях царей Комнинов. Он называет даже имя некоего Сафара, которого мы встречаем в туркменском эпосе «Гёроглы». В VI сказании «Книги моего деда Коркута» Кан-Турали, сын Канлы-коджи, женится на дочери византийского императора.

Кёроглы услышал от купца Якуба о красоте юноши, сел на своего Гырата и отправился в город Урфу, чтобы похитить отрока и привести его в свой лагерь. И в этом случае причина похода — похищение. В окрестности города Урфы Кёроглы встречает пастуха, обменивается с ним одеждой, чтобы неузнанным попасть в дом отца Эйваза. Кёроглы-пастух находит на базаре лавку мясника. В мясной лавке торговал молодой человек невиданной красоты, в котором он узнал Эйваза. Чтобы завязать знакомство, Кёроглы предложил отцу Эйваза продать ему стадо овец по дешевой цене. Жадность отца Эйваза помогла развязке. Отец юноши не устоял перед щедрыми обещаниями Кёроглы и взял сына с собой для осмотра стада. По дороге Кёроглы удалось схватить юношу, посадить на своего коня и увезти. Похищение по традиции сопровождается погоней. Заметив всадника, увозящего Эйваза, дядя юноши Рейхан-Араб хотел поймать беглецов, но тщетно: конь Кёроглы с двумя седоками перепрыгнул через обрыв в сорок шагов. Тогда Рейхан-Араб вызвал Кёроглы на единоборство, в котором никто не смог победить. Восхищаясь храбростью Кёроглы и его конем, Рейхан-Араб братается с Кёроглы и разрешает ему увезти юношу как брата.

Еще интересные статьи :