Каким образом полиция будет использовать пистолет, заряд которого обездвиживает, но не убивает? Как мы обращались бы с устройством, которое может одаривать нас любым желаемым настроением? Каковы последствия развития гигантской глобальной сети, обеспечивающей мгновенную коммуникацию?

Эти вопросы актуальны для многих технологий, которые сегодня присутствуют на рынке, но впервые они были заданы не в ходе лабораторных проектов, а на страницах фантастической литературы.

О фантастике и ее влиянии на современный мир

Дэн Нови и София Брюкнер, исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) считают, что умопомрачительные миры, созданные такими авторами, как Филип Дик и Артур Кларк, могут помочь нам не только изобрести новые чудеса техники, но и просчитать последствия их появления.

Этой осенью Дэн Нови и София Брюкнер, специалисты из медиа-лаборатории MIT, читают курс «От научной фантастики к научному воплощению», который ставит своей целью использовать «фантастические представления о будущем» для анализа нашего настоящего. Автор статьи подробно обсудила с Нови и Брюкнер подробности этого курса, чтобы узнать, почему же изобретателям, работающим в реальном мире, так важно знать миры воображаемые. Сокращенный вариант их переписки предлагается вашему вниманию.
Почему вы решили читать курс по научной фантастике? Вы считаете, что это важно?

Д. Н.: Вы могли бы предположить, что у нас в «Медиа-Лаб» будет много поклонников научной фантастики, так как многие технологии далекого и недалекого будущего разрабатываются здесь ежедневно. Тем не менее, аншлага не произошло.

Научную фантастику часто порицают как несерьезную и непоследовательную литературу. Те, кто ею зачитывается, носят обидное клеймо. Тем не менее, если внимательно изучить великие научные и технологические достижения, сделанные в XX и начале XXI века, оказывается, что многие феномены сначала были описаны в научно-фантастических произведениях и лишь спустя десятилетия стали реальностью.

Всего несколько примеров. Артур Кларк описал геостационарные спутники связи еще в 1945 году. Электрошоковое оружие тазер, сегодня применяемое стражами порядка во многих странах мира, названо так в честь «электрической винтовки Томаса Свифта», описанной Виктором Эпплтоном. Уинстон Черчилль стремился создать «смертельный луч» — излюбленное оружие фантастов 20-х –30-х годов XX века. Предполагалось, что такой луч сможет сбивать вражеские самолеты, но итогом этих попыток стало изобретение радара. Радар, созданный при содействии MIT, помог англичанам одержать победу в битве за Британию.

Николас Негропонте, основатель «Медиа-Лаб», считает, что если современная промышленность позволяет воплотить идею, над которой вы сейчас думаете, то вы недостаточно амбициозны и зря тратите время. Научная фантастика позволяет понять, что хотел сказать этим Николас.

СБ: Научная фантастика играет огромную роль в работе, которую мы ведем в нашей медиа-лаборатории. У нас ведутся исследования во многих областях — таких как биомехатроника, реальные медиа, текучие интерфейсы. Каждое из этих исследовательских направлений опирается на определенный поджанр научной фантастики, представители которого зачастую прорабатывают ту или иную тему уже не одно десятилетие. Эти авторы не только прогнозируют современные технологии, но также исключительно внимательно исследуют последствия появления таких изобретений.

ДН: Некоторые замечательные проекты «Медиа-Лаб» непосредственно вдохновлены научно-фантастическими историями. Я веду проект, называемый «Нарратариум», представляющий собой контекстно-зависимую иммерсивную среду. Эта идея появилась в ходе одного мозгового штурма, состоявшегося у нас в лаборатории, но я быстро сообразил, что на самом деле мы будем делать гибрид виртуальных реальностей из рассказа «Вельд» Рэя Брэдбери и из «Алмазного века» Нила Стефенсона (там упоминается интерактивная книга «Букварь для благородных девиц»). Среда «Нарратариум» окружает вас, но при этом принимает от вас ввод и изменяется, если вы надиктовываете сюжет или воспринимаете сюжет.

Еще интересные статьи :