Положение научного исследованияИбн Сипа излагает исходное положение научного исследования, которое называется у него «объяснением видов научных вопросов». Таких вопросов у Ибн Сины четыре: первый — «есть ли? » — вопрос, «который спрашивает о бытии или небытии сущего»; второй—«что такое? » — допрос, «который спрашивает о качестве предмета», подлежащего исследованию; третий — «какой? » — вопрос, «который спрашивает о предметах» в их конкретно-конечных проявлениях; четвертый—«почему? » — вопрос, «который спрашивает о причине». Все это взято у Аристотеля. В начальной главе второй книги его «Аналитики II» речь идет о направлении научного знания; это то же самое, что и «виды научных вопросов» Ибн Сины. Аристотель говорит: «Ищем же мы в четырех: что есть, почему есть, есть ли и что есть». Можно констатировать, что оба мыслителя одинаково смотрят па вопросы, возникающие в ходе научных исследований, и что Ибн Сина выступает здесь, несомненно, последователем Аристотеля.

С точно таким же исходным положением мы встречаемся в философии аль-Кинди. Аль-Кинди определяет философию как познание истинной природы вещей; но чтобы познать вещи, по его мнению, следует ответить па четыре вопроса: «Есть ли это? », «Что это? », «Каково это? », «Почему это? ».

Перечисленные вопросы точно в такой же последовательности излагаются у Давида Армянина, чья философская деятельность одно время протекала в школе Александрии, где появились его известные «Определения, или Пролегомена философии» — работа, написанная па греческом языке и доставшаяся в наследство арабам. Одпако такой методологической концепции в постановке гносеологических вопросов придерживался не только Давид, но и Элиас из той же Александрийской школы. Хотя аль-Кинди пользовался точными формулами, заимствованными из александрийских источников, вряд ли он не знал первоисточника поставленных четырех вопросов. Мы имеем в виду первую и вторую главы второй книги «Аналитики II» Аристотеля, где в иной последовательности, но по существу поставлены те же самые вопросы.

Еще интересные статьи :