Поздние памятникиАвестийский Керасаспа в поздних памятниках называется Гаршасп. О нем имеется сочинение Асади Туей «Гар — шаспнаме». Это самостоятельный эпос, основанный как на древнеиранских памятниках, таки на устном народном творчестве, имевшем, очевидно, хождение еще в XI в., периоде составления «Гаршаспнаме».

Сведения Авесты о сакско-скифских богатырях Систана ограничиваются лишь именами Керасаспы, Триты, Наи — реманава и Симы. При этом Сима в Авесте не индивид, а родовое обозначение, Наиреманав же — эпитет Кера-саспы, превратившийся впоследствии в собственное имя. Следовательно, составителям Авесты были известны лишь отец и сын. Первыш только упоминается, о последнем же даются более подробные сведения мифо-легендарного характера, но в средневековых пахлавийских памятниках и в устно-поэтическом^ творчестве к систанским богатырям относится и Зал-е Зар» или Зал-е Дастан. Так он называется в народном творчестве потому, что его отец старался избавиться от него со всевозможными ухищрениями и бросил его у подножия горы Албурз. Эпитет «дастан» в этом случае означает «хитрость», «уловки». Зал известен еще как отец Рустама. Последний, кстати, также носит эпитет «дастан», поскольку обладал искусством колдовства. В «Шахнаме» сказано, что Зал прожил более тысячи лет, был советником многих иранских царей и пользовался большим уважением у богатырей. Такую же функцию приписывают Коркут-ата и» огузского эпоса, который прожил более трехсот лет, гг другому тюркскому полководцу-мудрецу — Таныокуку из Орхонских надписей.

В сказаниях о систанских богатырях большое место» отводится вышеупомянутой птице Симург. В «Шахнаме» Си — мург персонифицирована. Ей приписываются сознательные действия, она способна мыслить и принимать обдуманные решения. Популярность Симург в иранском эпосе можно сравнить лишь с известностью Рустама, чье рождение также связано с мудростью этой птицы. Существует множество легенд о роли Симург в жизни систанских богатырей.

Еще интересные статьи :