Преемственные связиПреемственные связи в развитии философии от Древней Эллады к эллинизму наиболее ярко отражены в стоицизме. Историю стоицизма обычно делят па три периода: древнюю, среднюю и позднюю Стою. Одпако было бы правильнее делить ее на эллинистическую и римскую Стою, имея в виду характер и содержание этой философии в процессе ее развития. Эллинистическая Стоя возникла приблизительно в 300-х годах до н. э. и продолжала существовать на Востоке и в Греции почти до конца периода эллинизма. Основателями этой философии были выходцы с Востока: Зенон — финикиец из Кития на Кипре, Хризипп из Сол в Киликии. Справедливо утверждение, что основные идеи стоицизма принадлежат Зенону, нО сама система создана Хризиппом. Еще древние говорили, что «если бы не Хризипп, то не было бы никакой Стой».

Однако восточное происхождение имели не только основоположники стоицизма. Выходцами из стран Востока были в своем подавляющем большинстве и позднейшие представители этой философии, такие, как Клеант из Асса в Малой Азии, Персей из Кития на Кипре, Арат из Сол в Киликии, Младший Зенон из Тарса, Диоген из Селевкии на Тигре, Антипатр из Тарса, Архедем — основатель стоической школы в Вавилоне — также из Тарса, Дионисий из понтийского Гераклея, Посидопий из Апамеп в Сирии, Дидим из Александрии.

Но для определения сущности стоицизма как философии эллинистического мира решающее значение имеет не то, что его основатели были выходцами из стран Востока, а сами социально-политические изменения, которые происходили в этих странах, равно как и в Элладе, на новом этапе развития рабовладельческого общества. Наиболее ярким отражением этих изменений являлся космополитизм, свойственный философии стоиков.

Еще интересные статьи :