Противоположные мировоззренческие началаЕсть еще одно обстоятельство. Два основных направления в философии — материализм и идеализм — представляют собой противоположные мировоззренческие начала и не могут не находиться в постоянной борьбе. Но при этом нельзя забывать, что история философии изучает возникнрвение и развитие познания всеобщих законов природы, общества и человеческого мышления. Здесь, в дефиниций пауки истории философии, сами понятия «возникновение р развитие» приводят к мысли о преемственности. Невозможно себе представить развитие философии и без преем ственной связи между материализмом и идеализмом.

Например, учение Спинозы, величайшего материалиста нового времени, о субстанции стало важнейшим источником философии Гегеля; философия идеалиста Гегеля, прежде всего его диалектический метод, в свою очередь послужила источником философии К. Маркса, основоположника современного материализма. Пусть не поймут нас превратно. Здесь мы имеем в виду философские взгляды идеалистов во всем их объеме как целые философские системы, а не сам принцип идеализма, утверждающий первичность идеального. В истории философии бывали случаи, когда то или иное направление идеализма оказывалось более прогрессивным, чем многие материалистические системы. Достаточно сравнить вульгарный материализм Фогта, Молешотта, Бюхнера с гегелевским идеализмом. В истории философии бывали и такие случаи, когда идеалисты выдвигали прогрессивные общественнополитические идеи и когда, наоборот, материалисты выступали в своих общественно-политических воззрениях как реакционеры.

Еще интересные статьи :