Различные пропорцииПоследний разум в своей субстанциальной определенности является первоисточником всего земного, является творцом четырех элементов: воздуха, воды, земли и огня, из которых «по необходимости образуются различные смеси определенных пропорций, предрасположенные к приниманию растительной, животной и разумной души». Согласно Фараби, эти четыре материальные стихии, лежащие в основе возникновения и уничтожения, «допускают превращения одной из них в другую». Возникновение и уничтожение вещей происходит благодаря образующимся смесям. Эти смеси «имеют различные пропорции, каковые и предрасполагают вещи к принятию тех или иных форм, составляющих основу их существования».

Фараби черпает из античной философии не только учение о четырех элементах, но также представление об их качествах — «жар, холод, влажность и сухость, которые содержат акциденции субстанций и дают действие и претерпевание». Однако у него имеется оригинальное положение о том, что небо является пятым элементом,— положение, которое доказывается, по мнению Фараби, тем, что небо — не холодное и не жаркое, не влажное и не сухое, не легкое и не тяжелое. «Следовательно, природа его находится вне этих четырех материй».

Все это говорит о том, что Фараби, оперирующий такими понятиями, как материя и форма, сущность и акциденции, элементы и их качества, возможность и действительность, исходит из философии Аристотеля. Когда Фараби пишет о первом двигателе, который «сам по себе не находится в движении», мы вспоминаем философию Аристотеля. Небезынтересно также выступление Фараби против Платона и пифагорейцев в рассуждениях о душе: «Душа не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон; точно так же она не может переселяться из одного тела в другое, как это утверждают сторонники учения о переселении душ», Вместе с тем Фараби вслед за Платоном утверждает, что тело есть «вместилище души» и что она продолжает жить и после смерти первого. Это означает, что душа человека после земной ее жизни «испытывает и блаженство и страдания. Эти страдания у различных душ бывают разными в зависимости от того, чего они заслужили».

Еще интересные статьи :

Различные пропорции
Различные пропорции
Различные пропорции
Различные пропорции