Развитие древнеиранского эпосаДальнейшее развитие древнеиранского эпоса убедительно показывает, как постепенно, изменяясь качественно, архаические сказания превращаются в «государственный» эпос, где уже действуют правитель и его богатырь. При этом каждый из них — носитель определенной функции. Как полагается суверену, правитель повелевает, а богатырь исполняет его волю. Так начинается новая фаза в развитии иранского эпоса — «богатырского». В иранском эпосе эта фаза четко проявляется в дастане, повествующем о периоде правления Манучехра, внука Ираджа. В этом дастане присутствуют все элементы эпоса: экспозиция, демонстрирующая обстоятельства рождения и роста будущего героя, подготовка его к миссии правителя, военные походы героя и его дружины, мотивом которых часто бывает месть. По эпической традиции богатырь окружает себя дружиной и богатырями, не менее прославленными, чем он сам. Война ведется реалистично и по всем правилам. Сражение войск иногда заменяется единоборством богатырей.

Характерна также такая деталь, как отправка головы убитого врага во дворец правителя, отмеченная многими историками. То же можно сказать о возвращении богатыря с победой и получении короны от престарелого отца-правителя, но в этом акте все же больше эпического, чем исторического. Акт передачи власти символичен. В нем находят отражение идеалы народа об установлении спрабедливой власти.

До сих пор мы говорили об иранском эпосе древнейшего периода, т. е. времени, когда на территории региона обитали исключительно ираноязычные племена, предки нынешних иранцев н тюркоязычных народов, населяющих Среднюю Азию и Азербайджан. С появлением на арене истории тюрков, в том числе хуннов, при анализе отдельных дастанов иранского эпоса все больше обнаруживаются тюркские элементы и даже целые сюжеты. Это обстоятельство связано с широкими контактами между иранцами и тюрками. Ирано-тюркская общность, сохраняя свою генетическую сущность, теперь принимает еще форму контактных связей.

Еще интересные статьи :