Развитие идей перипатетизмаИтак, преемственное развитие идей перипатетизма привело к тому, что старый тезис — природа необходима благодаря се творцу — был заменен положением о безначальности и бесконечности природы, о ее самобытности, проистекающей из того обстоятельства, что источник метаморфоз и многообразия материального мира находится в нем самом.

Примерно такую же картину представляет преемственное развитие концепции материи и формы, перешедшей от Аристотеля к перипатетикам арабского Запада. Так, Ибн Баджа пишет: «Всякое тело состоит из формы и материи; пи то, ни другое не есть тело, но как раз благодаря им и существует тело. Материя сама по себе не имеет никакой формы, но она принимает форму. Форма в теле актуально не существует отдельно от материи; равным образом и материя актуально не существует отдельно от формы». Единство формы и материи в представлении Ибн Баджи выступает как качественная определенность предмета: «Чувственно воспринимаемые качества, стало быть, суть формы, существующие в естественных телах». Подобным образом понимал вопрос не только Ибн Баджа, но и другие перипатетики этого направления — Ибн Туфейль и Ибн Рошд. Последний утверждал: «Так как очевидно, что материя пе может существовать вне формы, и естественные формы, многие или все, не существуют вне материи, ясно, что форма не существует без материи и наоборот». Материя, согласно Ибн Рошду, сама носит в себе и сама порождает многообразие форм.

Еще интересные статьи :

Развитие идей перипатетизма
Развитие идей перипатетизма
Развитие идей перипатетизма
Развитие идей перипатетизма