Обычно коммунисты, готовя армию к наступлению, затевают в то же время политические маневры, разлагающие противника. Один из таких маневров — распространение пораженческих настроений с помощью антивоенной пропаганды.
Секрет успеха китайских коммунистовВ 1914 и 1915 гг. Ленин выступал с лозунгом «превращения войны империалистической в войну гражданскую». Он утверждал, что поражение российской императорской армии должно ослабить правительство и облегчить задачу тех, кто готов начать гражданскую войну против господствующего класса. В 1917 г., благодаря посеянному им в армии пораженчеству, ему удалось свергнуть правительство Керенского и установить советскую власть. Согласно 4-му из 21-го условия приема в Коминтерн, коммунистические партии всех стран обязывались вести у себя настойчивую и систематическую пропаганду и агитацию за пораженчество в войсках и образовывать коммунистические ячейки в каждой воинской части. С тех пор распространение пораженчества стало одним из важнейших тактических приемов коммунистических партий. Примеров этому очень много.

В первый раз китайские коммунисты использовали этот прием в январе и феврале 1926 г., когда Кисанька и члены КПК стали утверждать, будто Северный поход не может увенчаться успехом. Вскоре после этого произошел неудавшийся бунт на канонерской лодке «Чжуншань».

Позже, в 1944 г., когда японские войска, в результате широкого наступлении вдоль железнодорожных линий Бэйпин — Ханькоу и Ханькоу — Кантон, продвинулись глубоко в Юго-Восточные провинции Китая, китайские коммунисты предприняли две вещи. Во-первых, стали вести пропаганду, утверждая, что правительство, мол, уже доказало свою неспособность руководить военными действиями и скоро капитулирует. Во-вторых, начали концентрировать войска в надежде прорвать созданное правительством кольцо блокады и установить прямую связь с Советским Союзом и в конечном счете взять правительство в клещи в его глубоком тылу, координируя действия с наступательными операциями японских войск.

Еще интересные статьи :