Ступень исторического развитияПреемственная связь между философией Визаптии и философией стран Запада сказывалась также в период упадка феодализма, когда в его недрах зрели предпосылки для перехода на более высокую ступень исторического развития. В XIV—XV вв. представители прогрессивной прослойки господствующих классов Византии создали философию, которая была воспринята западным миром.

В XIV в. на философской арене здесь появляются Варлаам и его приверженцы. Варлаамиты, представители отдельного направления в политической и идеологической жизни Византии, выступали поборниками политического и культурного сближения своей страны с западным миром. Сказалась их роль в установлении преемственной связи между философией Византии и философией Италии. Проявляя большой интерес к эллинской и эллинистической философии, они решительно опирались па логику Аристотеля и признавали достоверными только логически доказанные истины. Рационалистический образ мышления варлаамитов приводил их к беспощадной критике мистики и традиционной теологии.

Варлаам утверждал принципиальную возможность познания мира, позпания реально существующих вещей. Мышление человека воспринимает внешний мир; содержание мышления адекватно миру вещей. Человек постигает истину бытия, а так как бог имеет истинное бытие, то и он является постижимым сущим. Варлаам, таким образом, отстаивал логическое доказательство бытия бога. Он считал, что единственный путь к познанию истины — это изучение эллипской и эллинистической мудрости. То, что открыли древние мудрецы, то, как опи объясняли различные явления природы, движепие небесных тел,— все это, по мнению Варлаама, приводило к постижению истицы.

Еще интересные статьи :