Взаимодействие людейВзаимодействие людей с природой ведет к развитию средств существования человека и к усовершенствованию его самого.

На основе трудовой деятельности у человека вырабатывается идея развития, и понятно, что содержание этой идеи изменяется и развивается с изменением и развитием самого человека, человеческого общества.

Вместе с тем идея развития неотделима от идеи преемственности. Развитие осуществляется только на основе преемственности, и рассматривать последнюю без учета особенностей развития, разумеется, немыслимо.

Идея развития истории и культуры в самой начальной ее форме зародилась в античном рабовладельческом обществе. Уже Эсхил в «Прикованном Прометее» говорит о переходе человека от состояния рабского подчинения силам природы к господству над ними. Благодаря Прометею люди получили огонь. Прометей научил их «многим искусствам», «науке чисел и грамоте». Люди «солнечных не строили домов из камня, не умели плотничать, а в подземельях, муравьями юркими, они без света жили в глубине пещер». Прометей же сделал «прежде неразумных разумными и мыслить научил»: «Премудрость чисел, из наук главнейшую, я для людей измыслил и сложенье букв, мать всех искусств, основу всякой памяти. Я первый, кто животных приучил к ярму, и к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили они людей от самой изнурительной работы. А коней, послушных поводу, красу и блеск богатства, я в повозки впряг. Не кто иной, как я, льняными крыльями суда снабдил и смело по морям погнал».

Идея развития отчетливо выражепа и у Сократа, а именно в его учении о нравственном усовершенствовании как основе социального развития. Та же идея прослеживается в учении Аристотеля о совершенствовании форм, о переходе минеральной формы в растительную, далее в животную, человеческую и, наконец, в божественную — эту предельно совершенную форму форм. В наиболее полном виде идею развития в античном рабовладельческом обществе мы находим у эпикурейцев. Так, Тит Лукреций Кар пишет:

Еще интересные статьи :