Заколдованный городВ другой главе грузинского сказания описывается дворец дива, не уступающий в великолепии дворцам могущественных царей. Попав в этот заколдованный город, герои превратились в камни. Оказалось, что площадь города, где находился дворец, была заколдована дивом, чтобы никто не смог попасть во дворец и увидеть красавицу, дочь греческого царя, которую див привел в свой город. Царевна отказалась стать его женой и жила как бы в заточении. Как в иранском и в тюркском эпосе, див украл царевну, спустясь с неба в виде облака: «Однажды ночью все разошлись, кто Куда, а я с подружками своими играла на лугу. Опустилось вдруг на нас что-то вроде черного облака» . В сказе есть мотив преследования героя, уносящего красавицу. Мы привели лишь незначительные эпизоды из большой книги, целиком посвященной борьбе человека с дивом и драконом.

Близким к диву мифологическим образом, олицетворяющим злое начало в ирано-тюркском эпосе, является аждаха, восходящий к образу Ажи Дахака в Авесте. В «Шахнаме» он трансформирован в образ царя-змея Зоххака. В народном творчестве иранцев и тюркоязычных народов аждаха — страшное чудовище, в пасти которого полыхает пламя; жертву он втягивает в себя дыханием. Аждаха олицетворяет враждебные человеку силы, но иногда может выступить на стороне положительного героя в благодарность за его благородный поступок. Так, в туркменском дастане «Гюль и Билбил» герой помогает Белому аждахе, дерущемуся с Черным; первый в знак благодарности оказывает услугу герою.

Еще интересные статьи :