Закон физического порядкаПсевдо-Дионисий в духе неоплатонизма объяспяет «закон физического порядка» на примере солнечного луча: солнечный луч беспрепятственно проходит через первое прозрачное вещество, а когда падает на вещество более плотное, то происходящий от него свет становится слабее из-за неспособности освещаемых тел к проведению света и, таким образом, мало-помалу делается почти совершенно «несообщимым». Подобно этому, совершается подражание богу, когда «для каждого низшего существа высшее существо есть начало освещения, поколнку чрез высшее низшему передаются лучи света божественного».

Такое представление небесного и земного порядка не могло не импонировать идеологам возникающего феодального строя как на Востоке, так и на Западе. Отсюда понятно, почему сочинения псевдо-Дионисия нашли широкий отклик у духовенства и феодалов Запада, почему богословское учение Дионисия было воспринято западным миром.

Для выяснения вопроса о преемственных связях в развитии философии, идущих от Востока к Западу, в сочинениях псевдо-Дионисия представляют значительный интерес идеи пантеизма. Пантеизм — это такое направление в философии, согласно которому бог, как идеальное начало, и природа, как материальное начало, составляют тождество. В то время как идеалистическая философия отрицает материальность природы, пантеизм, наоборот, утверждает, что это материальная реальность. В то время как материалистическая философия отрицает объективную реальность бога, пантеизм, наоборот, утверждает его реальность и объективность. Субстанциальным началом бытия, по учению пантеистов, является бог-природа в тождестве, что находит свое выражение в формулах: «все в боге», «все — бог», «природа в боге» и «бог в природе».

Еще интересные статьи :